О важности профилактики эмоционального выгорания

Опубликовано: 28.07.2021

 Работа с людьми предполагает общение, неизбежно и проявление эмоций.

Вместе с тем в ряде профессий может наступить эмоциональное выгорание –  например, в социальной сфере.

Так, социальные работники в течение рабочего дня взаимодействуют со своими подопечными, в том числе активно общаясь с ними. Оказывая моральную поддержку своим подопечным и сопереживая им – ведь  пожилые люди и граждане с инвалидностью делятся с социальными работниками своими переживаниями, проблемами, тревогами и т.п., – сотрудники отделений социального обслуживания на дому испытывают   состояние постоянной эмоциональной напряженности и даже стресса. Последствием этого зачастую становится синдром эмоционального выгорания.

Профессиональное  и эмоциональное выгорание возникает в результате хронического стресса вследствие переизбытка отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Это негативное состояние ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

К симптомам эмоционального выгорания относятся: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от профессиональной деятельности, конфликты на рабочем месте,  хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от подопечных и коллег, опоздания и др.  Все симптомы ни  у кого не возникают одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что профессиональное выгорание – это реакция индивидуальная.

Поэтому очень важно проводить занятия, направленные на профилактику эмоционального  и профессионального выгорания.

В Петрозаводском отделении социальной реабилитации № 4 психолог Левчук Фаина Владимировна регулярно проводит встречи со специалистами отделения, а также отдельные занятия организует для социальных работников отделения социального обслуживания на дому №3.

На занятиях обсуждаются стадии эмоционального выгорания, способы борьбы со стрессом, причины прокрастинации, эффективное планирование времени, влияние гормонов на поведение и другие темы.

Кроме того, сотрудники на занятиях выполняют практические упражнения и осваивают различные техники, находя таким образом индивидуальные способы снятия напряжения, чтобы эффективно использовать их  в повседневной жизни.

Большую часть встреч занимает творческая деятельность, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и игры. Сотрудники уже познакомились с такими техниками, как нейрографика и мандалатерапия. Впереди – новые упражнения и приемы работы с телом и дыханием, а в конце года состоится занятие по созданию «Карты желаний».

Такие занятия способствуют стабилизации общего эмоционального фона работников учреждения, повышению профессиональной  мотивации, улучшению межличностных отношений с получателями социальных услуг и сплочению коллектива.