Учимся обсуждать фильмы, мультфильмы, спектакли

Опубликовано: 17.12.2021

 Известно, что все проблемы тесно связаны между собой и решение одной из них может дать положительный результат в решении другой. Так, пробуждение творческой активности влечет за собой снижение уровня стресса, выход из депрессии, что в свою очередь приводит к улучшению общего самочувствия и настроения.

  В начале декабря в Петрозаводском отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов ( ул. Володарского, 45а) состоялось не совсем обычное занятие. Получатели социальных услуг после просмотра замечательного мультфильма «Варежка» учились обсуждать, дискутировать, анализировать то, что увидели, с помощью метода безоценочного интервью. Применение данного метода позволяет более глубоко заглянуть в суть фильма, открыть новые грани восприятия происходящего, разглядеть режиссёрскую задумку.

  Зачастую многие смотрят фильмы неосознанно — просто воспринимают их как факт. Культорганизатор отделения Фрейндлинг Л.В. попыталась изменить ситуацию, показав подопечным, что фильмы, спектакли — это не только развлечение, но и целый мир искусства, окунувшись в который можно обогатиться духовно и интеллектуально. В процессе апробации метода безоценочного интервью проживающие граждане смогли проникнуть в суть режиссёрского замысла, тем самым изменив просто «смотрение» мультфильма на его осознанное «видение».

В чем же суть метода? После просмотра фильма получатели социальных услуг расположились полукругом и отвечали на вопросы по очереди и передавая после своего ответа теннисный шарик следующему участнику дискуссии.

Так, обсуждение мультфильма не превратилось в разговор о том, что надо было понять. Каждый человек все воспринимает и понимает по-своему. У него есть лишь потребность поделиться, но в ходе беседы он может продвинуться в своем понимании и осознать, как по-разному мы воспринимаем один и тот же фильм. Лариса Владимировна только задавала очередной вопрос и поддерживала разговор, не давая угаснуть.

Вопросы были разные: например, на активизацию чувственной памяти. Вопрос, который позволяет актуализировать первые воспоминания об увиденном: «Закройте глаза. Какие картинка, звук, текст всплывают у вас в памяти в первую очередь, когда Вы вспоминаете фильм?»

А этот вопрос позволяет освободиться от негатива, накопившегося во время просмотра фильма: «Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?»

Фразы «Где вы искренно смеялись? Где хотя улыбались?» настраивают подопечных на дальнейшую позитивную работу.

При разборе мультфильма «Варежка» были еще вопросы на сопереживание и идентификацию, на художественно-эстетическое осознание увиденного.

В конце беседы каждый из подопечных попытался понять, для кого этот фильм. «Кому из своих близких и знакомых Вы посоветовали бы посмотреть его? Почему? Кому не советовали бы это смотреть и почему? Хотели бы сами посмотреть этот мультфильм еще раз?

В ходе беседы культорганизатор Лариса Владимировна направляла разговор так, чтобы получателям социальных услуг хотелось самим вести диалог и дискутировать.

Первый опыт обсуждения мультфильма «Варежка», по мнению специалистов отделения, можно считать удачным, т. к. в итоге подопечные дружно говорили о том, что испытали чувство радости, так как каждый мог высказаться, был услышан, а его чувства и размышления были интересны участникам разговора. А главное, они научились не просто смотреть, а понимать увиденное. Теперь им хочется посмотреть фильм еще раз со своей семьей, с близкими и друзьями.

Подопечная отделения Нина Федоровна (91 год) после просмотра вспомнила детские годы и рассказала про свою собаку. Это тоже хороший, положительный результат.

Получатели социальных услуг предложили продолжить такие встречи.

Культорганизатор Л.В. Фрейндлинг: «Моя учеба на семинаре-практикуме «Театральная педагогика как режиссура образовательного события» дала первые всходы. И это меня очень радует. Буду продолжать проводить такие занятия. Впереди много интересных тем. Есть что посмотреть и что обсудить».